Правила игры на повышение

27 Май
2013

дайте

Регулярное повышение заработной платы — тайная мечта каждого работника. Тайная — потому что об этом часто говорят с друзьями за кружкой пива и почти никогда — со своим руководителем. А мечта — потому что это понятное, в общем-то, желание крайне редко удается реализовать. Давайте разберемся, почему так происходит и что нужно делать, что бы зарплату вам действительно повысили.

Для начала рассмотрим типичный пример:

Некая компания X принимает на работу офис-менеджера. Работа не пыльная, особых навыков не требует. Вновь принятая сотрудница демонстрирует приемлемый уровень усердия и после окончания испытательного срока ее оставляют на постоянную работу. Именно в этот момент свежеиспеченный офис-менеджер ожидает ПЕРВОГО повышения заработной платы. И в этот же момент происходит первый конфликт интересов: работодатель не понимает, почему его затраты на оплату труда должны вырасти, работник же чувствует себя обманутым.

Логика работника: я выдержал испытательный срок, значит, я действительно хорош; я нужен компании; я теперь в штате; я незаменим; я однозначно стою дороже — платите мне больше.

Логика работодателя: сотрудник выполняет ту же работу, что и месяц назад. Почему теперь это должно стоить дороже?

Предположим, первый конфликт интересов герои нашей истории так или иначе пережили. Проходит некоторое время (месяц, три месяца, полгода, год) и оперившийся офис-менеджер СНОВА хочет повышения зарплаты. Ну, разумеется, скажете вы. Цены растут, жизнь дорожает, инфляция и все такое. И будете неправы. Отнюдь не инфляцией обосновывает свое право на рост зарплаты наша сотрудница. Она хочет прибавки, потому что уже ДАВНО работает на одном месте.

Логика работника: я работаю здесь уже (вставить нужное) три месяца (полгода, год), пора повысить мне зарплату.

Логика работодателя: сотрудник выполняет ту же работу, что и (вставить нужное) три месяца (полгода, год) назад. Почему теперь это должно стоить дороже?

А теперь скажите, чья логика выглядит более логичной? 😉 Ваш ответ почти наверняка будет зависеть от того, с какой стороны баррикады вы находитесь в данный момент. Работаете вы на кого-то или сами нанимаете работников. Если вы руководитель, вы понимаете, о чём я. Если вы работник — то попробуйте абстрагироваться от нашей истории и вспомнить свою обычную жизнь: каждый день вы ходите в магазин, пользуетесь общественным транспортом, регулярно посещаете парикмахера. А теперь представьте, что стоимость проезда в маршрутке вдруг выросла на 50%, только потому что вы на ней уже два месяца подряд каждый день ездите на работу; стрижка обошлась вам вдвое дороже, потому что этот парикмахер стрижет вас пятый раз подряд; а килограмм вашей любимой колбасы вырос в цене в связи с тем, что именно эту колбасу вы обычно покупаете, зайдя вечером после работы в магазин. Бред? Но ведь именно так и выглядит ваше требование повысить заработную плату с точки зрения работодателя.

Вернемся к тем аргументам, которые приводят наши воображаемые работник и работодатель.

Работник каждый раз апеллирует к своим личным качествам: я хороший, я незаменимый, я супер-пупер ценный специалист и т.д.

Работодатель обычно использует один и тот же аргумент. Он базируется на вполне очевидных правилах, однако от их понимания зависит успех или провал вашей карьеры. Итак:

Каждая работа имеет определенную цену.

Цена зависит от объема и содержания работы, а не от личности работника. Точка.

Предприниматель платит ЗА РАБОТУ. Ему, в принципе, до лампочки кто именно ее выполнит: Петя, Маша или почтальон Печкин. Главное, что бы работа была сделана качественно и в срок. А теперь, внимание:

Если объем работы не меняется — цена остается прежней.

Если содержание работы не меняется — цена остается прежней.

Цена может планово меняться раз в год в связи с инфляцией.

В остальных случаях, с точки зрения работодателя, никаких разумных поводов для повышения стоимости работы нет.

И что же делать? — спросите вы, — вообще забыть о повышении зарплаты? Разумеется нет. Просто ваше требование о прибавке должно быть ОБОСНОВАННЫМ. Причем обоснованным с точки зрения вашего руководителя. Поэтому, если вы всерьез рассчитываете увеличить свой месячный доход на нынешнем месте работы, придется изучить правила игры «на повышение».

Правило 1. Изучайте правила.

Думаете, вы первый в истории человек, которого посетила гениальная идея повысить свое благосостояние за счет работодателя? Разумеется, нет. До вас уже были сотни тысяч «страждущих», которые накопили весьма солидный опыт в этом вопросе. Таким образом, основная задача этот опыт воспринять и применить к конкретной ситуации – вашей. Сейчас, в эпоху тотального интернета, с поиском необходимой информации проблем не возникает: достаточно посетить профильные сайты, связанные с поиском работы. Помимо теоретической подготовки, стоит провести рекогносцировку на месте: понаблюдайте внимательно за тем, что происходит в вашей компании. Бизнес успешен или переживает не лучшие времена? Как часто принимают новых сотрудников? Предусмотрены ли «плановые» повышения зарплаты? Существует ли система премирования? Случалось ли вам слышать о том, что кому-то повысили оклад? Кто принимает «зарплатные» решения в вашей компании? Чем больше информации вы соберете, тем проще вам будет воплотить в жизнь ваше желание.

Правило 2. Проведите мониторинг рынка.

Прежде чем заводить разговор о повышении зарплаты, стоит проанализировать состояние рынка труда в разрезе вашей специальности и должности. Просмотрите газеты бесплатных объявлений и профильные сайты на предмет наличия/отсутствия аналогичных вакансий. Сделайте несколько контрольных «прозвонов», что бы убедится в достоверности информации. Поговорите с друзьями и знакомыми. Почитайте, что пишут на профессиональных форумах. Если вам платят меньше, чем в среднем, это серьезный аргумент в разговоре с начальством. В конце концов, если вы не получите повышения, всегда сможете сменить работу. А вот если платят больше или намного больше… Возможно, вы чересчур амбициозны? Или просто переросли свою должность? В любом случае, вам стоит серьезно подумать о своей карьере, ведь хорошая работа на дороге не валяется…

Правило 3. Убедитесь, что руководство вами довольно.

Большинство работников априори уверено в том, что руководство ими довольно. Почему они так думают? Все очень просто: они никогда не получали негативной обратной связи. Следуя логике работника: «если тебя не ругают, значит все хорошо». На самом деле, отсутствие недовольства со стороны начальника – вообще не показатель. Возможно, он не знает о ваших «проколах». А возможно, ему некогда с вами возиться. И вас терпят до поры, до времени. А потом в один прекрасный день — увольняют. Так что ищите весомые доказательства своей исключительной полезности. Если их нет – проработайте это вопрос до того, как будете просить увеличения зарплаты.

Правило 4. Обоснуйте повышение зарплаты.

Помните главное правило «зарплатообразования»? Размер оплаты зависит от объема и содержания работы, а не от личности работника. Хотите зарабатывать больше – работайте больше или начинайте решать более сложные задачи. Причем делать это нужно ДО ТОГО, как вы попросите о повышении, а не после этого. Конечно, в этой ситуации кроется некоторая доля риска: вдруг ваши усилия никто не оценит и «зарплатного чуда» не произойдет. Возможно. Но таким образом вы однозначно «протестируете» ваше руководство на адекватность: ценными сотрудниками не разбрасываются. Если же у вас в компании принято «кидать» с зарплатой — меняйте работу не задумываясь.

Правило 5. Создайте повод.

Повышение зарплаты – это дополнительные расходы. А лишние расходы любому собственнику – как серпом по известному месту. Облегчите мучения вашего начальства, дайте ему весомый повод согласиться с вашим требованием. Каким образом? Сделайте для компании что-то особенное, что-то выдающееся, что-то выходящее за рамки ваших обязанностей. Проще всего этого добиться в ситуации аврала или в период кризиса, но и в обычные офисные будни можно что-то придумать. Включите фантазию и проявите себя. Приведите нового клиента. Опубликуйте статью в профильном журнале. Получите хороший отзыв от партнеров. Станьте героем дня. И в момент своего, пусть даже непродолжительного, триумфа – просите увеличения зарплаты. Вам не откажут! Не сегодня!

И в заключение.

Наверное, каждый руководитель навскидку может припомнить два-три «особенных» примера обоснования зарплатных амбиций из собственной практики. Мне, например, запомнился случай, когда одна из сотрудниц требовала повышения зарплаты в связи с тем, что она много платит за аренду квартиры, и (цитата) «денег на себя остается слишком мало». Но, без всякого сомнения, жемчужина нашей коллекции – это указанная в резюме одной из соискательниц стартовая зарплата в 100 000 рублей. Стоит заметить, что эта молодая девушка претендовала на рядовую офисную вакансию и вообще не имела опыта работы. На вопрос, откуда такая сумма, моя собеседница, ни капли не смущаясь, пояснила: «я прикинула примерно свои месячные расходы и получилось в районе ста тысяч рублей», ну разве это не мило? 🙂

2 комментария to Правила игры на повышение

Avatar

Наталья Феничева

Май 28th, 2013 at 3:10 пп

Ох, Е.Г. Это издержки руководства.. Хочешь управлять миром? Получи зависть и осуждение окружающих. Конечно же, пусти их судьба на твоё место, они бы точно сделали всё как надо, намного лучше тебя. Странно только, что ж судьба-то их не пускает?)) Вот злодейка какая!)) То им зарплата не нравится, то стул жёсткий, то солнце в глаз светит, то яйца мешают)) Есть люди, которым нравится работать, а есть те, кому не нравиться. Последних — большинство, и хоть ты в лепёшку расшибись, пытаясь их мотивировать, яйца будут только увеличиваться в размерах. Не верю я в приобретенную мотивацию или в мотивацию, которую можно кому-то привить. Либо человек на месте не сидит — у него всё в руках горит и дома, и на работе, либо лень — его матушка и тут уже ничего не поделаешь. Как хорошо, когда таких людей вдруг резко становиться меньше вокруг))

Avatar

Елена Феничева

Май 28th, 2013 at 4:17 пп

Да, я что-то тоже в последнее время всё чаще вспоминаю культовый плакат Артемия Лебедева с не менее культовым высказыванием на тему мотивации :))

Форма комментирования

You must be Войдите, что бы писать комментарии